Учить сегодня- сложная задача, ученье, как вершина нас зовет. Быть современным, грамотным, а это значит, учить себя и двигаться вперёд".

Тема самообразования

"Постоянно искать новое, чтобы быть 
в состоянии учить и воспитывать других"
А. Макаренко


Исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных образовательных результатов


        Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
       Формировать  у учащихся основы умения учиться, готовность к самостоятельному познанию, значит формировать у учеников метапредметный  результат, включающий освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)  
     «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
      В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
        Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.
      Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
      Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
       При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
      Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
      Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.
     Проектная деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта могут доминировать определенные УУД.
      Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
     Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом?
1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).
Совершая экскурсию по территории школы, мы вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке окружающего мира, посвященному осени.
На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:
·        умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
·        умение формулировать проблему.
Коммуникативные УУД- это:
·        умение слушать и понимать других;
·        умение оформлять свои мысли в устной форме;
·        умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД — это:
·        умение определять цель деятельности.
2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).
На втором  этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:
·        умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
·        умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·        умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.
3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).
На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.
    Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД.
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.
4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Коммуникативные УУД:
·        формируем умение слушать и понимать других;
·        формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
·        формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
·        формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
·        формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
       На всех этапах подготовки проекта выступаю в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
      Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей.
Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
     Проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов.
      Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
     Таким образом, проектное обучение даёт мне, как учителю, возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей всех учащихся, формирует у них навыки "всегда быть успешными".
    Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ученик осознал: «Образовательный процесс в школе - это маленький проект в его большой жизни».









Комментариев нет:

Отправить комментарий