"Постоянно искать новое, чтобы быть
в состоянии учить и воспитывать других"
А. Макаренко
Исследовательская
и проектная деятельность учащихся как средство достижения метапредметных
образовательных результатов
Одной
из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея
формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать,
переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три
группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные.
Формировать
у учащихся основы умения учиться, готовность к самостоятельному
познанию, значит формировать у учеников метапредметный результат, включающий освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)
«В
широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность
субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта»
В
более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить
как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность,
способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая
организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Поэтому сегодня возникает проблема поиска инновационных методов и
форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько
вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему
развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.
Ведущее
место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной
педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Проектная
деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении
целей деятельности, составления плана действий по достижению результата
творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением
получающегося результата с исходным замыслом; в понимании причин
возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
При
формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность
даёт возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые
словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и
отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Совместная
проектная деятельность учащихся при работе в группе способствует
формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе
(распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать)
последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с
применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения,
аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Проектная
деятельность при этом является той качественной основой, которая может
реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует
формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в
этом возрасте направлена на воплощение своих идей.
Проектная
деятельность формирует УУД разных групп, но на каждом этапе создания проекта
могут доминировать определенные УУД.
Младший
школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность,
закладывает фундамент дальнейшего овладения ею.
Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом?
Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом?
1 этап — погружение в
проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию,
постановке задач, предстоящей деятельности).
Совершая экскурсию по территории школы, мы
вместе с ребятами побывали в гостях у Осени. Дома ребята подобрали произведения
различных писателей об этом времени года. Вместе с родителями побывали в
осеннем лесу. Обменялись интересными сведениями с одноклассниками на уроке
окружающего мира, посвященному осени.
На данном этапе формируем познавательные универсальные
учебные действия:
·
умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
·
умение формулировать проблему.
Коммуникативные
УУД- это:
·
умение слушать и понимать других;
·
умение оформлять свои мысли в устной форме;
·
умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.
Регулятивные
УУД — это:
·
умение определять цель деятельности.
2 этап — организация
деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор
формы и способа презентации).
На втором этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных
учебных действий:
·
умение планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
·
умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
·
умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать
проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать
решение и реализовывать его.
3 этап — осуществление
деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны
учителя, подготовка презентации).
На этом этапе формируется умение искать и
выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные
УУД.
Формируем
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами-
это коммуникативные УУД.
Формируем умение определять успешность своего
задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.
4 этап — презентация
(предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).
Коммуникативные
УУД:
·
формируем умение слушать и понимать других;
·
формируем умение строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами;
·
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные
УУД:
·
формируем умение определять успешность своего задания в
диалоге с учителем;
·
формируем умение оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
На
всех этапах подготовки проекта выступаю в роли консультанта и помощника, а не
эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными
участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде,
сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя
определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от
приложенных усилий и полученного результата.
Универсальные
учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают
как цель, результат и одновременно как средство специально организованной
учебной деятельности детей.
Формирование универсальных учебных действий
обеспечивает личности переход от учебной деятельности к деятельности
самообразования и самовоспитания.
Проектная
деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия.
И наша задача приложить все усилия для создания благоприятных условий в
реализации разного рода проектов.
Таким
образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования
универсальных учебных действий у младших школьников.
Таким
образом, проектное обучение даёт мне, как учителю, возможность поиска,
воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей,
является условием развития индивидуальных способностей всех учащихся, формирует
у них навыки "всегда быть успешными".
Я
стремлюсь к тому, чтобы каждый мой ученик осознал: «Образовательный процесс в
школе - это маленький проект в его большой жизни».
Комментариев нет:
Отправить комментарий